Во второй день в Школе предпринимательства снова слушала, раскрыв рот:)
Автор проекта библиотеки Botan - Алёна Иванова - сделала то, что в её представлении должно было быть в настоящей крутой библиотеке:
1) Книги
2) Комфорт
3) Тишина
Она держалась за "чистоту формата", потому что не хотела, чтобы идеальная библиотека стала чем-то другим:
-коворкингом
-лекторием
-книжным магазином.
Но это важно было не просто задекларировать, но и воплотить, борясь с компромиссами и искушениями%)
«Мне нужно было научиться отвечать на вопросы:
"Почему у вас нет принтера? А ксерокса?"
"Почему не наливают?"
"Где кальян?"»
Бизнес создавать было трудно. Нужно оценить риски!
По словам Алёны для того, чтобы это сделать, достаточно рассказать о своей идее родителям.
Но если вы не можете к ним обратиться, найдите себе других циников:)
«Книги стали первым испытанием: книги - это дорого!»
«Выбирали книги 6 месяцев.
Кроме художественных книги разделили по четырём направлениям:
1) личность
2) дело
3) опыт
4) наука.
Ориентировались на успешность книг, премии.
Пошли по издательствам. Важны были скорость поставки, цена, новизна.»
«В консультанты по нехудожественной литературе попросили Владислава Рашкована. Он слывёт самым читающим банкиром, который и своих сотрудников заставляет читать:)
Как уговорили помогать? Чем выше статус человека, тем вероятнее, что он вам поможет.»
«К дизайну библиотеки мы подошли ответственно: даже освежители воздуха в туалете у нас обклеены цитатами "из Великих":)
Посуда - только бумажная, чтобы не звенела, не разбилась...»
«Мы прошли испытания:
-ивентами (решили провести вначале, закрыли библиотеку на пару часов... - потеряли двух клиентов!)
Кстати, в Москве открывалась подобная библиотека, просуществовала полгода, но потом пошли свадьбы и вечеринки... и всё;
-ко-воркингом;
-шумом
Сначала наши администраторы шикали на посетителей, которые шумели. Но потом мы подумали: что за колхоз?
И сделали большой плакат с призывом соблюдать тишину...
И теперь, если слышен шум, администратор спускается и молча ставит плакат у столика.»
«Наши мероприятия - сугубо по чтению.
По пятницам мы проводим серию книжных вечеров "Сказка на ночь". Читаем:)»
«Лайфхаки:
1. Не наблюдайте за бизнесом издалека. Сидите в зале. Так вы всегда сможете увидеть, не нахамил ли кто..., не недодал что-то (скидку, подарок).
2. Работайте с лучшими.
3. Задавайте вопрос: Что ещё?
Плед и какао?
Котёнка в руки?»
«Нужно постоянно что-то менять. Книги, услуги..., да хоть комплименты!
«К нам приходят:
- бизнесмены и преподаватели поработать в тишине;
- почитать;
- взять книги домой: за кофе и книжкой.»
«Что вам посоветовать почитать?
1) Роджер Бест "Маркетинг от потребителя"
2) Максим Котин "И ботаники делают бизнес"
3) Толкиен "Властелин колец" (вы знали, что это книга о психотипах?)»
«А вообще, я хочу собрать книги всех Нобелевских лауреатов по литературе и всех Пулитцеровских лауреатов!
Говорят, что полная коллекция есть только у Опры Уинфри.
Хочу когда-нибудь сказать, что полная коллекция есть только у Опры Уинфри... и у меня:)»
Николай Белоусов основал MadRobots (интернет-магазин digital-новинок) после 8 лет работы digital-директором в корпорации Panasonic, поломав этим парадигму, доставшуюся от родителей: "учись в школе - учись в институте - работай на работе".
«2 человека из зала меня знают?! Это хорошо, я же не какой-нибудь... Бритни Спирс.»
«Вирус предпринимательства передаётся оральным путём.»
«Думаете, чтобы победить прокрастинацию, нужно заняться любимым делом?
Не всё так просто.
Что случается после увольнения.
1. Кураж - мир содрогнётся, всё изменится...
Но потом начинаешь делать ошибки, потому что не все твои действия правильные.
2. Расфокусировка.
Хватаешься за всё, что кажется перспективным.
3. Горечь от ошибок и возвращение прокрастинации.
Ты сидишь в соцсетях и читаешь новости, которые тебя не касаются.
Потому что ты живёшь со своими ошибками...
Читали ли вы "Цветы для Элджернона"?
Мне хотелось вернуться в корпорацию.
Там всё так просто!
4. Вас попускает...:)
Как-то утром я проснулся и понял: умер тот "офисный" я, а родился предприниматель.»
Советы.
«1. Как справиться с рефлексией.
- спорт (обязательно)
- социум (друзья)
- время (оно лечит)
2. Как пробить свой потолок.
Нужны менторы - более успешные предприниматели.
Найди себе человека, чтобы тебе нравилось то, что он делает.
3. Как выбрать направление для фокуса.
Занимайтесь тем, что нравится, + перспективно.
4. Где взять деньги.
Если есть идея - хоть краудфандинг, хоть инвесторы.
Crowdfunding - не просто сбор денег, но и возможность рассказать о себе, возможность story-telling:)
После него можно сделать предзаказы.»
Николай давал много советов, но основной принцип Madrobots можно применить всем: «Занимайся тем, что тебе интересно, что у тебя получается:)
Игорь Сухомлин, создатель Чашка Эспрессо-Бар, рассказал, что история создания его заведения крайне проста - при переезде из Москвы в Чернигов в 2011 году, ему очень не хватало именно такой кофейни. Пришлось делать самому:)
Концепция выбора бизнеса, по его словам, тоже проста: на стыке того, от чего тебя "прёт", на что есть деньги, что получается лучше, чем у других, + этого тебе должно самому не хватать.
«Поэтому при открытии кофейни задай себе вопрос: почему ты?
У твоего дядя плантация кофе в Гондурасе?
Ты разбираешься в кофе?»
«Все разбираются в политике, футболе и кофе.»
«Кофейня - продолжение вас.
Что значит, "в кофейне нет завтраков" или "что это за девочковые десерты"?
В Лондоне есть кофейня на 500 кв.м. Там шикарный кофе, дровяная печь для пиццы + лапша Wok.
А Scandinavian Embassy в Амстердаме?
Там подают чашку кофе и к ней 3 устрицы!
Фигня?
Нет, это лучшая кофейня!»
«Почему такой формат "Чашки"?
1. Удобно.
2. Мне так нравится.
3. Нужно отбивать деньги.»
«Мы дифференцировались громким сервисом - научили официантов здороваться и прощаться:)»
«Мы далеки от "Крыжопольского снобизма". Чемпионы открыты - снобизм мешает развиваться.»
«Для начала кофейного бизнеса:
1) очень рекомендовано путешествие в кофейное место: Львов, Киев, Берлин, Лондон, Нью-Йорк, Осло)
2) составьте список из 5 кофейных экспертов, с которыми нужно посоветоваться.
3) будьте готовы к изменениям:
- в Гамбурге открылся бар, который внезапно стал гей-клубом: просто на вечеринку пришла гей-община, потом ещё раз пришла... и ещё... и осталась.
Мы открывали "Чашку" для молодых современных людей, а пошли подростки и молодые семьи.
Тогда мы добавили в меню IMac'и и детскую комнату:)»
«Ценности "Чашки"
1) Скорость
2) Чувство юмора
3) Отношения (с сотрудниками, гостями, партнерами).»
В "Чашке" на Бессарабке я уже как-то раз побывала:) Но это была встреча с главредом Forbes-Украина, которую нам организовали после Школы Журналистики.
Но узнав об этой кофейне столько нового, зайду ещё, чтобы взглянуть на неё свежим взглядом:)
Юля Монятовская представилась "мамой" Центра здорового материнства.
Её идея - сделать медицинский центр, непохожий на медицинский центр, какого не было на рынке Украины - была "подсмотрена" в клинике в Италии.
И успешно реализована в Киеве.
Как человек, успевший прочувствовать высокие цены Киевских медицинских центров, слушала я обо всём этом с чувством глубокой ненависти... Ничего с собой поделать не могла.
Нет, я даже улыбалась по ходу её рассказа.
И маркетинговые ходы у них шикарные.
Я это признавала.
Но чувств не поменяла.
Каждый раз, когда звучало "у нас очень дорогой центр", "мы не работаем со страховыми, потому что мы выпали за уровни их возможностей", "наши партнёры - "Роды в Майями""... чувства усиливались.
Отаке%)
Лера Бородина пришла в свой бизнес из деятельности по организации концертов, промоции артистов, представительства Comedy Club Украина и даже проектов по продвижению Грузии в Украине:)
2,5 года назад открыла быстрорастущий проект Oh my look - сервис аренды и обмена праздничных и свадебных платьев.
Начинала с 80 платьев в шоу-руме на 80 кв.м.
Сейчас у неё 1800 платьев + 300 аксессуаров, на 450 кв.м.
Филиал открыт в Одессе, открываются - в Днепропетровске и Харькове.
126 запросов о франчайзинге.
«5 личных ошибок.
1) Неправильная расстановка приоритетов в тактических задачах
2) недооцененные роди в компании
3) не до конца изученные рынки и запуск новых направлений
4) отсутствие планирования
5) не подписала себе декретный отпуск»
«5 личных открытий.
1) 300% ответственность за себя и каждого взятого сотрудника
2) Чем больше бизнес, тем меньше времени
3) Кризис роста компании
4) Важность сегодняшних решений на долгосрочную перспективу
5) Любовь команды к проекту.»
Блин, я вообще после этого не поняла, что это такое, на чём люди делают успешный бизнес!%)
Ольга Фомина, руководитель SMM у Ицхака Пинтосевича, очень подробно рассказывала об SMM и FB.
Давала советы по продвижению бизнеса в Фейсбуке.
Из важного и/или интересного:
«FB - это не безразмерная доска объявлений.
Information - Inspiration - Enterntainment»
«На запросы, которые оставляют клиенты компаниям, отвечают на 1 из 6 (статистика). А с комментариями нужно работать.»
«Закон: если проблема клиента была быстро и качественно отработана, он с большей вероятностью станет приверженцем компании, чем получивший беспроблемные услуги.»
«FB полгода назад добавил 100000 изменений.
Ваш пост увидит 6% ваших друзей.
Должна быть постоянная активность - никаких мёртвых сезонов.»
«В Украине 4 млн. пользователей FB (8-9% населения).
В Норвегии 3 млн. пользователей FB (из 4,5 млн. населения, включая стариков и младенцев).»
FB не люблю. Просто не люблю. Поэтому и слушала о нём как о рабочем инструменте, не больше.
С Игорем Лисицким познакомилась ещё в Школе Журналистики.
Но эта встреча была совершенно другой.
Он рассказал о Единорогах (Unicorns), компаниях с оборотом в 1 млрд. $ и об охоте на них венчурных капиталистов.
Задача венчурных капиталистов - найти как можно больше Единорогов в течение первых 10 лет своей работы, чем на более ранней стадии развития этой компании, тем лучше!:)
«Самый успешный фонд - Sequoia Capital. У него 13 Unicorns. 6 из них были распознаны на ранних стадиях.»
«Культура предпринимательства.
В США - супер.
В Украине - нужно топить!»
«Для старта каждому нужно 2-3 года практического опыта в бизнесе.»
«Чужой бизнес всегда лёгкий.
Ну это просто потому, что мы им никогда не занимались:)»
«Занимайтесь тем, в чём вы специалист или получите опыт!»
«С партнёром почему может быть тяжело?
Нужно делиться не только дивидендами, но и контролем.»
«Лучший инвестор - удовлетворённый покупатель: он даёт вам деньги под 0%.»
«Как понять потребителя?
Keep your hands dirty!
Фильм "Чего хотят женщины" смотрели?
Чтоб понять потребителя - нужно ми быть или стать: Eat your own dogfood.»
«На конференции психологов обсуждалась лингвистическая интуиция у 4-летних детей, которые говорят, еще не зная правил.
Daniel Kahneman (кстати, будущий Нобелевский лауреат по экономике) заинтересовался и выдвинул гипотезу о существовании статистической интуиции.
Решили сразу же проверить.
Составили тесты, на которые нужно было отвечать интуитивно.
Оказалось, что тестируемые, некоторые из которых даже имели докторскую степень по математике, ошибались.»
Кстати, о Behavioral Economics будет интересно почитать:)
«Если бы мы выбирали рационально, маркетинг бы не существовал.
Маркетинг заставляет принимать иррациональные решения.»
«Доверяйте интуиции только там и тогда, когда точный анализ невозможен.
А лучше вообще не доверяйте интуиции.»
На этой радостной ноте мы закончили второй день Школы.
И ведь снова есть о чём подумать%)