Убита не была, была душевно ранена.
Так начался вечер стихов и песен о войне.
На самом деле:), ребенка записали на конкурс чтецов, приуроченный Дню Победы. В ответ на требования конкурса (о размерах и тематике), она нашла и выучила стих "Москвичи", который
"В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой..."
Потом дочери подумалось, что сами военные события ярко отражены в этом произведении не были. Да и вообще, нужно найти что-то ГЛАВНОЕ. Так был выучен новый стих "О главном."
На этом моя дитина подуспокоилась.
Но, как оказалось, рано - к выбору подключилась учительница, которая ВЫДАЛА стих для выучивания..., напечатанный на куцем листочке, причем безо всяких авторских признаков.
Стих начинался патетически:
"От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать семь мильонов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны..."
Все это показалось мне очень странным. И первым возник вопрос: "Почему 27?" Мы же все школьные годы учили - 20! Да и "Нас 20 миллионов незабытых..." звучало бы гораздо чётче.
Но ребенок был непреклонен: "27 мильонов! И ни человеком меньше!" Так выучила, так и пошла рассказывать.
И что же нахожу сегодня? Расул Гамзатов. "Нас двадцать миллионов"
Кроме всего прочего, этот стих Гамзатова был нещадно купирован (видимо, для удобства детского восприятия и воспроизведения%))
Егор с воодушевлением подхватил Янку (в её осаде меня) и исполнил песню Высоцкого "О госпитале".
Текст.
А потом перешел (не "от и до", но всё же) на Шамиля Абрярова -
Давай сыграем в ту войну,
Где мы с тобою не бывали,
Давай поверим в то кино,
Где нас с тобой не убивали.
Давай потратим полчаса
На расчесанье вшей окопных,
На ожидание конца,
На перестрел себе подобных.
Уходит полк в недальний путь -
Дороги стянуты, как нервы,
В мешках позвякивают чуть
Американские консервы.
Играет музыка вдали
На недоплакавших перронах.
Тускнеют звездочки в пыли
На покоробленых погонах.
Готовы мальчики на смерть,
Туда, где гуще свищут пули.
Здесь можно многое посметь,
И в этом их не обманули.
Уходят чьи-то сыновья
По той, орфеевой дороге,
И Эвридикою земля
Ложится под ноги, под ноги.
Из трехлинейки не спугнуть -
От танков пули не спасали.
Не отменить, не зачеркнуть,
Что тут про них понаписали.
Не все то мясо, что красно,
Но так открыто для железа...
Давай поверим в то кино
На рваной линии разреза.
Ведь если с тем, кто целит в грудь,
Все ясно - враг и все такое,
То с тем, кто - в спину, как-нибудь
Бы разобраться после боя.
Теперь судьбы не обмануть,
Она все тайно рассчитала.
Уходит полк в недальний путь,
Где раньше музыка звучала.
Ручьями музыка текла,
Фонтаном музыка сверкала,
Когда с плакатного стекла
Их Эвридика призывала.
Над полем боя сладок дым -
Такая сладость быстротечна.
Нельзя оглядываться им,
Нельзя оглядываться вечно."
Я же, к своему стыду, не смогла ничего целостно рассказать. Раньше знала. Но забылось. Что-то остаточное возникло в памяти от "Жди меня, и я вернусь", "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины", да цитаты из "Василия Тёркина".
С песнями проще. "Катюша", "Бьется в тесной печурке огонь"...:) Можно было даже спеть:)
Озадачилась тем, что был/есть ПЛАСТ творчества о войне - стихов, песен, литературы..., с которым как-то не ознакомили Янку... Школа пытается дать представление, но получается в каком-то странном виде.
Надо вспоминать (скачивать, записывать) и самим рассказывать и показывать!:)
А как у вас? Что есть (было) любимого, душещипательного НА ТЕМУ. Из стихов и песен (а может и книг, фильмов). Что можно не только вспомнить, но и рассказать/показать детям:)
P.S. И вообще... Кто-нибудь знает, у нас что, снова историю пересмотрели? Почему дети учат, что в ВОВ погибло 27 миллионов?
UPDATE: